Медицинская помощь

ЗАО "Сибирское правовое агентство" представляет статью на тему: Медицинская помощь" в рамках новой рубрики "МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО". Читайте каждую неделю авторские статьи от ведущих специалистов юридической отрасли, а также, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Vkontakte, Facebook, Twitter, Instagram, Telegram. Оставляйте свои комментарии и вопросы, следите за новостями, а также участвуйте в конкурсах от ЗАО "Сибирское правовое агентство".  

Медицинская помощь
Согласно части 1 статьи 37 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее – Закон №323-ФЗ) медицинская помощь организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Стандарт медицинской помощи - это нормативный документ, который содержит перечень диагностических и лечебных процедур с указанием частоты и кратности их предоставления, а также список лекарственных препаратов с указанием частоты их применения, ориентировочных дневных и курсовых доз по отношению к усредненной модели пациента.

Медицинские организации и медицинские работники несут ответственность не только за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи, но и за нарушение прав в сфере охраны здоровья.

К основным принципам охраны здоровья относится доступность и качество медицинской помощи.

Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Любые отступления в ходе лечения пациента от существующих норм и стандартов должно быть обосновано лечащим врачом в медицинской документации, а от пациента получено письменное сформированное добровольное согласие либо отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 20 Закон №323-ФЗ.

Некачественное оказание медицинской помощи - оказание медицинской помощи с нарушениями медицинских технологий и правильности их проведения.

По общему правилу необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются:
- наступление вреда,
- противоправность поведения причинителя вреда,
- наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда,
- вина причинителя вреда. Отсутствие вины доказывается ответчиком.

Отказывая в удовлетворении исковых требований по делам данной категории, суды исходят из того, что:
- дефекты оказания медицинской помощи сами по себе не привели к ухудшению здоровья пациента (не являются причиной смерти), а только условиями, которые не позволили изменить негативный характер течения патологического процесса, поскольку характер и тяжесть заболевания были таковы, что даже при оказании качественной медицинской помощи ухудшение здоровья (смерть) пациента была бы неизбежна;
- ухудшению здоровья (смерть) пациента не связаны с недостатками оказания медицинских услуг, не имеется негативных последствий для жизни и здоровья пациента от действий ответчика,
- дефекты оказания медицинской помощи были выявлены, но сводились в основном к некачественному заполнению медицинской документации.

Однако не стоит забывать о том, что к отношениям, связанным с оказанием медицинских услуг, применяются положения Закона «О защите прав потребителей».

Как быть в этом случае, если факт некачественного оказания медицинской услуги доказан, а причинно-следственная связь между ним и возникшими у пациента осложнениями – нет? Стоит ли разделять обязательства вследствие причинения вреда (гл. 59 ГК) и обязательства в связи с оказанием некачественной услуги (по закону о защите прав потребителей)?

05.12.2017г. Верховный суд РФ в процессе рассмотрения дела №5-КГ17-176 смог найти правильные ответы на указанные вопросы.

Обстоятельства дела: женщине по ее мнению была оказана некачественная медицинская помощь. Обратилась к клинике с иском о возмещении вреда здоровью и взыскании морального вреда. Судебная экспертизы установила факт некачественной мед помощи. Однако суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска сославшись на то, что вред здоровью истца действиями ответчиков причинён не был, отсутствует прямая причинно-следственная связь между проведённым оперативным вмешательством и возникшим у неё состоянием. Апелляция и кассация согласились, а Верховный суд увидел в этом нарушение норм действующего законодательства.
Суд напомнил, что к отношениям, связанным с оказанием медицинских услуг, применяются положения Закона «О защите прав потребителей».

Как разъяснено в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Согласно пункту 9 данного постановления законодательство о защите прав потребителей применяется к отношениям по предоставлению медицинских услуг в рамках как добровольного, так и обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите прав потребителей, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Таким образом, нарушение установленных в соответствии с законом порядка и стандарта оказания медицинской помощи, проведения диагностики, лечения, выполнения послеоперационных процедур является нарушением требований к качеству медицинской услуги, нарушением прав в сфере охраны здоровья, что может рассматриваться как основание для компенсации потребителю морального вреда и возмещения убытков.

Ссылаясь на то, что проведение первых двух операций не привело к ухудшению здоровья истца, и отказывая в удовлетворении иска в полном объёме, судебные инстанции в нарушение приведённых выше положений норм материального и процессуального права не дали оценки факту некачественного оказания медицинской услуги, на котором истец также основывала требования о компенсации морального вреда и возмещении убытков по оплате некачественной услуги.


Приказом Минздрава РФ от 10.05.2017г. №203н утверждены «Критерии оценки качества медицинской помощи».

Приказом Минздрава РФ от 16.05.2017г. №226н утвержден «Порядок осуществления экспертизы качества медицинской помощи».

Чтобы каждый день получать больше информации, подписывайтесь на нас в социальных сетях:

ВКонтакте

Facebook

Instagram

Telegram channel

Telegram chat

Twitter

Возврат к списку