Чек-лист от ФНС, или 7 критериев обоснованности расходов на услуги

Чек-лист составила эксперт, юрист, руководитель отдела абонентского обслуживания ЗАО "Сибирское правовое агентство" - Елена Калиниченко.
Читайте каждую неделю авторские статьи от ведущих специалистов юридической отрасли, а также, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Vkontakte, Facebook, Twitter, Instagram, Telegram. Оставляйте свои комментарии и вопросы, следите за новостями, а также участвуйте в конкурсах от ЗАО "Сибирское правовое агентство".

Чек-лист от ФНС, или 7 критериев обоснованности расходов на услуги

6 августа 2020 г. ФНС России направила на места письмо № ШЮ-4-13/12599@ «Об отдельных вопросах налогообложения внутригрупповых услуг». 

В Письме описан алгоритм проверки услуг, которые иностранные взаимозависимые организации - нерезиденты оказывают организациям – резидентам РФ (далее – внутригрупповые услуги). 

По нашему мнению, данный алгоритм налоговые органы будут тиражировать и при проверке обоснованности расходов на услуги российских взаимозависимых исполнителей. 

А возможно, его станут применять и при контроле за сделками независимых участников оборота. 

Предлагаем чек – лист, составленный по итогам письма, который может помочь при самопроверке налогоплательщиков. 

1. Реальность услуг (это общий принцип).

2. Нет задвоения (дублирования) услуг.
Одни и те же услуги не приобретаются у различных компаний, внутри компании не ведется аналогичная деятельность.

Предлагается не ограничиваться формальным подходом, а осуществить анализ функционала, опыта и компетенций, которые получает заказчик. Само по себе наличие в штате заказчика юристов или маркетологов не означает невозможность привлечения внешних консультантов.

3. Экономическая или коммерческая ценность услуг для заказчика.
Это развитие пресловутого «принципа деловой цели», сформулированного в 2006 г. ВАС РФ. Налогоплательщик всегда должен четко пояснить, как приобретенные услуги усилят его статус на рынке, помогут принять верное решение, снизят риски.

По этому критерию необходимо так же доказать, что предмет работ (услуг) непосредственно связан и влияет на деятельность заказчика.

ФНС четко указывает, что не признаются обоснованными расходы на оплату услуг, потребность в которых обусловлена материнской иностранной компанией или законодательством государства материнской компании.

В рамках этого критерия исследуется вопрос, готова ли организация на сопоставимых условиях заплатить за аналогичные услуги независимому лицу или осуществить эту деятельность своими силами.

Прозрачная система выбора исполнителей, внутренние регламенты позволяют закрыть этот вопрос.

Так же заказчик должен убедить налоговый орган в том, что результаты услуг используются в предпринимательской деятельности.
Если же услуги не используются, необходимо представить обоснование причин.

Отрицательный финансовый результат от применения полученной услуги сам по себе не может являться единственным основанием для признания расходов необоснованными.

4. Ценность услуг для третьих лиц. 

Готовы ли третьи лица приобретать такие услуги? Готовы ли заказчики выполнять услуги хозспособом? 

Если существует развитый рынок соответствующих услуг и культура их потребления, обосновать потребительскую ценность проще. 

Если исполнитель оказывает аналогичные услуги и иным заказчикам, это так же является плюсом.

5. Услуги не являются компенсацией затрат на акционерную деятельность.

Письмо по сути вводит в оборот понятие «акционерной деятельности» (АД). Под ним понимается деятельность по обеспечению корпоративного управления группы компаний. Отличительным признаками (но не исчерпывающими) АД является аккумулирование информации о компаниях, проведение внутрикорпоративных процедур, внутренний комплаейнс и аудит, подготовка отчетности, стратегическое планирование, внутренняя стандартизация и прочее (список открыт).

Одним из критериев, которые отличают АД от классических услуг, является адресная направленность стратегий и стандартов непосредственно и индивидуально заказчику.

Если стратегии и стандарты направлены на формирование единой политики группы компаний, такая деятельность признается акционерной, а расходы на её осуществление не учитываются при исчислении прибыли.

6. Акты выполненных работ (услуг) не должны быть шаблонными и стандартными. 

В акте желательно раскрыть содержание работ и услуг детально, с указанием предмета, продолжительности, результата, людей, которые участвовали со стороны заказчика и исполнителя.

Если результат работ (услуг) имеет материальное выражение – форму правового заключения, ответа на запрос, - детализировать услугу проще и проще убедить проверяющих в достоверности доказательства.

Если это устные консультации, необходимо раскрыть их предмет и время консультирования, а так же участников.

Наличие протоколов совещаний, заметок заказчика или принятых по итогам консультаций решений (пусть даже локальных, например, не заключать сделку, не совершать каких-либо действий) так же попадают в копилку достоверности акта. 

Туда же попадают:
• деловая переписка и электронная корреспонденция,
• детализация телефонных звонков,
• протоколы встреч (могут быть и аудиопротоколы),
• служебные записки и справки,
• презентации, распечатки из внутренних электронных систем, распечатки электронного календаря, снимки экрана компьютера,
• перечень сотрудников исполнителя и заказчика, участвовавших в процессе оказания услуг.


7. Ценообразование исполнителя услуги понятно ФНС. 

 При этом оценка размера расходов поставщика услуг не производится.
Сметный подход, а так же оплата по биллингу занесены ФНС в обычаи делового оборота, что снимает вопросы обоснованности цены при использовании таких способов ценообразования.

Возврат к списку