Чрезвычайное положение

Статью предоставил юрист ЗАО "Сибирское правовое агентство" - Полина Кормина. Читайте каждую неделю авторские статьи от ведущих специалистов юридической отрасли, а также, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Vkontakte, Facebook, Twitter, Instagram, Telegram. Оставляйте свои комментарии и вопросы, следите за новостями, а также участвуйте в конкурсах от ЗАО "Сибирское правовое агентство".

Чрезвычайное положение
В прошлой статье мы разобрали режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Пришли к выводу, что при изменении режима с повышенной готовности на чрезвычайную ситуацию полномочия государственных органов, меры по материальной поддержке граждан и бизнеса кардинальным образом не изменятся. А мнение о том, что при введении режима чрезвычайно ситуации государство будет обязано возместить все убытки гражданам (освободить от кредитов, оплаты услуг за ЖКХ и еще выдать пособие сверху) и бизнесу является очень спорным. В этой статье проанализируем положения закона о чрезвычайном положении, однако сначала еще пару слов о компенсационных выплатах при чрезвычайной ситуации.

Коллеги акцентировали мое внимание на Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 г. № 1928. В п.4 данного Постановления сказано, что трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются, в том числе, на следующие цели:

в) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;

д) выплата единовременного пособия:

членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;

семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации;

гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред - в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека).

На первый взгляд, выплаты, предусмотренные пунктами (в) и (д), должны быть применимы в ситуации с коронавирусом. Однако, п. 10 Постановления устанавливает правило, что единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека выплачивается при соблюдении следующих условий:

· постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

· нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Если с первым условием все в порядке, то со вторым могут возникнуть проблемы. Из сложившейся практики можно сделать вывод о том, что нарушением условий жизнедеятельности гражданина является необходимость покинуть свое жилище в связи с невозможностью дальнейшего проживания в нем из-за поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Применительно с сегодняшней ситуации может быть сделан вывод о том, что нарушение условий жизнедеятельности граждан не осуществляется, а значит, даже при введении режима чрезвычайной ситуации данная выплата не будет назначена.

Стоит отметить, что существующие нормативно-правовые акты о чрезвычайной ситуации акцентированы в основном на чрезвычайные ситуации природного (землетрясения, наводнения) и техногенного (аварии на производствах, пожары) характера. В этой связи, сделать однозначный вывод о том, будут ли назначены выплаты, предусмотренные пунктами (в) и (д) Постановления, не

представляется возможным. Однако, по моему субъективному убеждению, особых компенсационных выплат и материальных мер поддержки при переходе из режима повышенной готовности к режиму чрезвычайной ситуации ждать не стоит.

Что по поводу чрезвычайного положения? Попробуем разобраться.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (далее – Закон о ЧП):

Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Из определения можно сразу отметить, что если режим повышенной готовности и чрезвычайной ситуации является особым режимом функционирования только государственных органов и органов местного самоуправления, то режим чрезвычайного положения распространяется на всех (бизнес, граждане, иностранцы, должностные лица и др.), так как может предусматривать ограничение прав граждан, организаций и накладывать на них дополнительные обязанности.

Из одного только определения следует, что режим чрезвычайного положения является более серьезным с точки зрения правовых последствий.

Режим чрезвычайного положения может быть введен при эпидемии, в случае, если она представляет собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и ее устранение невозможно без применения чрезвычайных мер. Коронавирусная инфекция может отвечать первому признаку (представляет угрозу жизни граждан). Однако второй признак (невозможность ее устранения без чрезвычайных мер) не является однозначным и требует анализа.

Итак, чрезвычайные меры, предусмотренные для режима чрезвычайного положения, перечислены в ст. 11 и 13 Закона о ЧП. Перечислю некоторые из них, предварительно освободив от юридического формализма:

- переселение жителей в безопасные районы с предоставлением временных жилых помещений;

- карантин (не «самоизоляция», легко игнорируемая большинством, а карантин с более жесткими ограничениями);

- мобилизация ресурсов организаций всех форм собственностей (например, отдать корпоративный автомобиль представителям власти);

- переориентация организаций на нужды общества (например, сделать из модного отеля больничный стационар);

- отстранение от работы должностных лиц организаций на время чрезвычайного положения в случаях неисполнения законов, введенных при чрезвычайном положении (например, отстранить директора отеля, который сопротивлялся переориентации организации);

- в исключительных случаях, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан;

- установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

Кроме этого, создание чрезвычайных органов власти со значительными полномочиями, запрет въезда/выезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, комендантский час и патрулирование улиц представителями Вооруженных сил Российской Федерации. Невольно вспоминаются кадры из фильма «Голодные игры» Гэри Росса.

Вернемся к вопросу можем ли мы справиться с коронавирусной инфекцией без введения данных мер? Скорее всего, да. Нужно ли россиянам введение чрезвычайного положения? Скорее всего, нет.

Что касается компенсационных выплат и материальной помощи при режиме чрезвычайного положения?

В соответствии со ст. 27 Закона о ЧП виды, размер и порядок выплат гражданам и организациям определяется Правительством РФ. В настоящий момент соответствующего постановления Правительства РФ нет.

В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона о ЧП лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ гарантируется оплата труда.

В соответствии с п. 2 ст. 29 Закона о ЧП 2. лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ. В настоящий момент, Правительством РФ урегулированы вопросы о предоставлении жилых помещений.

В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона о ЧП организации, имущество и ресурсы которых использовались, имеют право на возмещение причиненного ущерба в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации. В настоящий момент соответствующего постановления Правительства РФ нет.

Таким образом, вопрос о компенсационных выплатах и мерах материальной поддержки при режиме повышенной готовности остается открытым, что является еще одним аргументом в пользу отсутствия необходимости введения режима повышенной готовности.

Суммируя материал, изложенный в двух статьях можно прийти к следующим выводам:

1. Повышенная готовность, чрезвычайная ситуация и чрезвычайное положение являются разными режимами функционирования государственных органов и органов местного самоуправления. При этом режим чрезвычайного положения распространяется и на организации всех форм собственности, граждан, общественные объединения.

2. Полномочия органов и меры материальной поддержи при режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации не имеют существенных различий. Мнение о том, что при введении режима чрезвычайной ситуации государство будет обязано возместить все убытки граждан и бизнеса, не имеет правового обоснования.

3. Для введения режима чрезвычайного положения нет оснований в соответствии с Законом о ЧП. Кроме того, чрезвычайные меры, предусмотренные Законом о ЧП, являются избыточными в ситуации с коронавирусной инфекцией.

Возврат к списку