Как вернуть деньги за путевку

Статью предоставил юрист ЗАО "Сибирское правовое агентство" - Максим Гребенщиков. Читайте каждую неделю авторские статьи от ведущих специалистов юридической отрасли, а также, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Vkontakte, Facebook, Twitter, Instagram, Telegram. Оставляйте свои комментарии и вопросы, следите за новостями, а также участвуйте в конкурсах от ЗАО "Сибирское правовое агентство".

Как вернуть деньги за путевку
С 27 марта 2020 г. Россия прекратила регулярное и чартерное авиасообщение с иностранными государствами, за исключением вывоза граждан РФ с территории иностранных государств (Поручение Правительства РФ от 26 марта 2020 г.).

Многие граждане заранее бронировали и оплачивали туристические путевки, а теперь из-за эпидемии коронавируса лишились возможности посетить другие страны. Можно ли получить обратно свои деньги? Можно!
В соответствии с п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ, ст. 32 Закона о защите прав потребителей, ч. 6 ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» заказчик (турист) вправе в любое время отказаться от исполнения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходил турист при заключении договора, но при условии оплаты исполнителю (туроператору) фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Закон к существенным изменениям обстоятельств относит:
- ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;
- изменение сроков совершения путешествия;
- непредвиденный рост транспортных тарифов;
- невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Само собой турист не может лететь в другую страну, так как Россия закрыла авиаперелеты в другие страны, а эпидемия коронавируса существенно ухудшает условия путешествия.
При отказе от исполнения договора туристу должна быть возвращена денежная сумма в размере цены путевки за вычетом фактически понесенных туроператором расходов. Размер расходов туроператора должен быть подтвержден именно им и документально.
Особо стоит отметить, что перечисление туроператором денежных средств контрагентам, например, в адрес авиакомпании, в адрес отеля само по себе не может расцениваться как безусловное несение туроператором расходов на оказание услуги. Туроператор в отношениях со своими контрагентами обязан учитывать объем предполагаемого предпринимательского риска и вправе предусмотреть соответствующие условия в договоре с учетом возможного изменения существенных обстоятельств.

ИНСТРУКЦИЯ, КАК ПОЛУЧИТЬ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ОТ ТУРОПЕРАТОРА.

В течение 20 дней с даты вылета необходимо подать претензию туроператору с требованием вернуть уплаченные денежные средства, в ней же уведомляем туроператора о расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Досудебный претензионный порядок является обязательным. Для подтверждения подачи претензии либо направьте претензию в адрес туроператора почтовым письмом с описью вложения и уведомлением о вручении, либо вручите лично в офисе – у вас должен будет остаться Ваш экземпляр претензии, на котором должны будут поставить штамп с датой и номером входящего документа.
В течение 10 дней с даты получения претензии Вам должны будут дать ответ. Учтите, ответ могут направить по почте, что может занять дополнительно около недели. Если Вам не ответили на претензию или ответили отказом, то необходимо идти в суд с исковым заявлением.

В исковом заявлении необходимо требовать:
признания договора расторгнутым;
взыскания стоимости туристической путевки;
компенсации морального вреда;
взыскания неустойки за неудовлетворении в добровольном порядке Вашего претензионного требования (рассчитывается как 3% от размера Вашего требования в день, начиная с 11 дня после получения туроператором претензии).
взыскания штрафа за неудовлетворение Вашего требования в добровольном порядке в размере 50% от суммы, которая будет присуждена Вам судом.
Явиться в судебное заседание и поддержать свою позицию, дать пояснения суду. Учтите, что Вам могут вернуть не всю сумму туристической путевки – её могут уменьшить на размер реально понесенных туроператором расходов, но он должен их документально подтвердить.
В случае положительных судебных актов получить исполнительный лист и подать его в тот банк, который обслуживает туроператора (банк может быть указан в договоре, в офисе туроператора, в ином месте). Если не знаете банк, необходимо отнести исполнительный лист к приставам.

Конечно, необходимо понимать, что туроператоров сейчас массово «завалят» претензиями, туроператоры будут нести огромные убытки и, возможно, государство встанет на их защиту, например, запретит взыскивать штрафные меры с туроператоров или ограничит их, но, думаем, что совсем без денег Вас не оставят.
Дополнительно отметим: в случае, если у Вас приобретена туристическая путевка, срок вылета по которой еще не наступил, допустим, вылет через 6 месяцев, то рекомендации из указанной статьи к Вам не применяются.

Возврат к списку