Куда делся Nestea или как сохранить права на использование бренда при разрыве коллаборации?

Статью предоставил юрист ЗАО "Сибирское правовое агентство" - Полина Кормина. Читайте каждую неделю авторские статьи от ведущих специалистов юридической отрасли, а также, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Vkontakte, Facebook, Twitter, Instagram, Telegram. Оставляйте свои комментарии и вопросы, следите за новостями, а также участвуйте в конкурсах от ЗАО "Сибирское правовое агентство".  

Куда делся Nestea или как сохранить права на использование бренда при разрыве коллаборации?
        В прошлом году с прилавков магазинов пропал всеми любимый холодный чай «Nestea». А через некоторое время на рынок вышел новый продукт «Fuzetea» с говорящим слоганом: «Чай, который вы любите, называется по-новому FuzeTea».

       Сейчас уже не секрет, что компания Coca-Cola занималась производством и дистрибуцией чая «Nestea» на территории России, при этом правообладателем товарного знака «Nestea» является компания Nestlé. После разрыва коллаборации с Nestlé Coca-Cola лишилась права производить чай под брендом «Nestea» и вместе с этим понесла существенные финансовые потери.
 
       В настоящее время Coca-Cola создала свой продукт «Fuzetea», а Nestlé заключили договор с ОАО «Компания Росинка» на производство чая «Nestea».

       Если вы тоже планируете выпуск какого-то продукта совместно с другой компанией и не хотите попасть на место Coca-Cola, то эта статья для вас.

       Итак, как можно оформить интеллектуальную собственность при работе в коллаборации, (например, компания А и компания Б решили совместно выпускать аксессуары для телефона под брендом «Ай-да»). Существуют следующие варианты:

        1. Создать компанию С, в которой компании А и Б будут иметь равные доли. Зарегистрировать за новой компанией С исключительные права на товарный знак «Ай-да». В этом случае, даже если компания А или Б захочет в одностороннем порядке прекратить сотрудничество (как это произошло в вышеприведенном примере), исключительные права на товарный знак «Ай-да» сохранятся за компанией С.

        2. Если товарный знак уже был зарегистрирован за компанией А, то эта компания может внести в уставный капитал компании С исключительные права на товарный знак «Ай-да». Данная процедура оформляется либо заключением лицензионного договора, по которому компания А передает компании С право на использование товарного знака на определенный срок, либо договором отчуждения исключительного права. При этом, и лицензионный договор, и договор отчуждения подлежат государственной регистрации, а также должны включать четкий перечень товаров и услуг, в отношении которых происходит передача/отчуждение исключительных прав на товарный знак.

     В этом варианте, компания Б, чтобы обезопасить себя в будущем, должна настоять на том, чтобы компания А оформила свой вклад именно договором отчуждения.

       3. Зарегистрировать коллективный товарный знак. Коллективный товарный знак – это товарный знак, предназначенный для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками (ст.1510 ГК РФ).

       Коллективные товарные знаки не сильно распространены в России. В основном их регистрируют крупные компании (те же Coca-Cola и PepsiCo), либо много небольших компаний, которые планируют производство (совместно либо раздельно) и реализацию продукта, обладающего общими характеристиками (например, товарный знак № 690343). При этом, нет законодательных ограничений относительно количества лиц, участвующих в объединении, и юридического оформления этого объединения (это может быть, как коммерческая и некоммерческая организация, так и вообще объединение, не имеющее статуса юридического лица).

       Коллективные товарный знак нельзя отчуждать и передавать в пользование. Единственным правообладателем коллективного товарного знака является объединение, например, только объединение может подать иск о нарушении исключительного права на товарный знак. А все участники этого объединения являются пользователями
.
       В нашем случае, компаниям А и Б выгодно регистрировать коллективный товарный знак «Ай-да», если они планируют раздельное производство аксессуаров для телефона, но совместный маркетинг.

       В наше время интеллектуальная собственность является важным активом любой компании, поэтому важно заранее продумывать стратегии ее защиты и охраны.

Полина Кормина

Юрист ЗАО "Сибирское правовое агентство"

Возврат к списку