ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР В КИБЕРСПОРТЕ И ДРУГИЕ ТОНКОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Особенности правового регулирования киберспорта рассматривает юрист ЗАО "Сибирское правовое агентство" - Алексей Быргазов. Читайте каждую неделю авторские статьи от ведущих специалистов юридической отрасли, а также, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Vkontakte, Facebook, Twitter, Instagram, Telegram. Оставляйте свои комментарии и вопросы, следите за новостями, а также участвуйте в конкурсах от ЗАО "Сибирское правовое агентство".

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР В КИБЕРСПОРТЕ И ДРУГИЕ ТОНКОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

С точки зрения закона, киберспорт – это сфера деятельности, создающая вокруг себя объем правового регулирования, равно как и другие сферы общественной жизни – будь то спорт, кинематограф, или сфера информационных технологий (IT). С киберспортом связаны отдельные сферы корпоративного, договорного, инвестиционного и интеллектуального права. Каким же образом право может быть связано с киберспортом и что с этим делать как профессиональным киберспортсменам, так и простым смертным геймерам CS: GO и Dota? Давайте разбираться.

Начнем с самого простого. Киберспорт – это состязания на основе видеоигр, которые, в свою очередь, являются результатом интеллектуального труда ряда специалистов: дизайнеров, программистов, сценаристов, маркетологов и др. А где есть результаты интеллектуальной деятельности всегда есть интеллектуальное право и соответствующее регулирование.

В данный момент в силу отсутствия полного и точного законодательного регулирования киберспорта, баланс интересов сторон – разработчиков игр и геймеров (пользователи игр) является хаотичным и зачастую нарушенным – прав тот, кто сильнее, а именно компании разработчики, которые как собственники интеллектуальных прав на игры, устанавливают правила пользования этими играми.

Так, например, если Вы с друзьями собрались на выходных у кого-то дома и решили устроить свой турнир по League of Legend (жанр Multiplayer Online Battle Arena – аналог Dota), параллельно транслируя его на обозрение только для платных подписчиков, то Вы нарушаете интеллектуальный права компании-разработчика. Почему так? – потому что Правила Riot Games, которые, в том числе, владеют игрой League of Legend, указывают, что пользователи не могут создавать какие-либо авторские произведения на основе игрового контента или сервисов Riot Games, кроме случаев, прямо разрешенных компанией. 

Если говорить языком права, то трансляция будет считаться объектом смежным прав, а создание смежного права возможно только при использовании объекта авторского права (в данном случае – видеоигра), на использование которого нужно получить лицензию у собственника (в данном случае – у Riot Games) (ст.11 Бернской конвенции).

Медиаправа в киберспорте, в первую очередь, связаны с деятельностью турнирных организаторов. Для того, чтобы провести любой киберспортивный турнир, организатор должен подписать со студией-разработчиком игр лицензионное соглашение и получить разрешение использовать игру в целях трансляции. Такая лицензия на трансляцию игры необходима, потому что сама игра – это совокупность разных объектов интеллектуальной собственности: дизайн и графика персонажей и объектов, движок, сюжет, алгоритмы прохождения, скины и т.д., а использование интеллектуальной собственности без разрешения ее автора является незаконным.

Отражение такого запрета содержится и в российском законодательстве. Так Статья 1229 Гражданского кодекса РФ запрещает использовать результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, следовательно, для проведения турниров по компьютерным играм необходимо получение соответствующего разрешения (заключения лицензионного договора).

Каким же образом заключается лицензионный договор?

Прежде всего, важно понимать, что при заключении лицензионного договора действует принцип диспозитивного регулирования в гражданском законодательстве и принцип свободы договора – сторона, при отсутствии желания, может отказать в заключении договора и предоставления лицензионных прав. Такой политики, например, придерживается упомянутая ранее компания Riot Games.

Регулирование лицензионного договора осуществляется Главой 69 Гражданского кодекса РФ. Там же указано (ст. 1235 ГК РФ), что по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Поскольку стороны свободны в выборе условий договора, каждая компания-правообладатель может устанавливать собственные условия, соблюдение которых необходимо для проведения кибертурнира. Так, например, компания Valve, являющаяся правообладателем Counter-Strike Global Offensive (CS:GO), позволяет организаторам соревнований проводить турниры по данной дисциплине при обязательном уведомлении правообладателя о месте проведении состязаний, при разрешении ссылаться на факт проведения такого турнира, и при получении информации о количестве игроков (участников кибертурнира). Конечно же, на используемых компьютерах должно стоять легальное программное обеспечение.

Корпорация Electronic Arts, являющаяся правообладателем серии игр FIFA, в лицензионном соглашении от организатора турнира требует соблюдение следующего ряда условий: 1) траты на проведение турнира не должны превышать 10 000 долларов США; 2) размер общей прибыли извлеченной от проведения турнира не должен превышать 10 000 долларов США; 3) максимальный размер призовых не должен превышать 2 500 долларов США; 4) целью турнира не должно являться обогащение и извлечение прибыли; 5) при участии в соревнованиях нельзя использовать составы игроков идентичные реальным командам. В случае соблюдения перечисленных условий возможно заключение лицензионного соглашения на проведение кибертурнира.

Особенно необходимо подчеркнуть, что важно различать лицензию для игрока-пользователя (домашнее использование в собственных целях) и лицензию на проведение киберспортивного турнира.

В конце отметим, что заключать или нет лицензионное соглашение – это личное дело каждой компании, и если компания решила, что только она может и будет проводить турниры по своим играм, то Вам остается либо смирится с этим фактом, либо рисковать в надежде быть незамеченными.

Киберспорт – это серьезно. Поэтому обезопасьте свой сон, нервы и достаток и проконсультируйтесь с юристами ЗАО «Сибирское правовое агентство», если у Вас есть хотя бы малейшая неуверенность в каком-либо вопросе.

Возврат к списку