НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД И САМОЗАНЯТОСТЬ

О специальном налоговом режиме рассказывает помощник юриста ЗАО "Сибирское правовое агентство" - Анастасия Метелева.
Читайте каждую неделю авторские статьи от ведущих специалистов юридической отрасли, а также, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Vkontakte, Facebook, Twitter, Instagram, Telegram. Оставляйте свои комментарии и вопросы, следите за новостями, а также участвуйте в конкурсах от ЗАО "Сибирское правовое агентство".

НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД И САМОЗАНЯТОСТЬ

Федеральный закон от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" 

С 1 января 2020 года территория применения специального налогового режима в виде уплаты налога на профессиональный доход (НПД) была расширена на 19 регионов.

Налог на профессиональный доход – это новый налоговый режим для самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей, созданный в целях снижения неформальной занятости экономически активного населения.

В настоящей статье категорию «самозанятых» мы будем рассматривать с позиции налогового законодательства как незарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей граждан, осуществляющих приносящую доход деятельность (оказание услуг или выполнение работ, реализация произведенных ими товаров).

Перейти на НПД могут физические лица – граждане России и государств членов ЕАЭС, и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют приносящую доход деятельность.

В соотв. с Письмом Минфина России от 20.01.2020 N 03-11-11/2644, возможность уплаты НПД не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса налогового резидента РФ.

Переход осуществляется в добровольном порядке.

Физические лица и индивидуальные предприниматели, использующие НПД, платят с доходов от самостоятельной деятельности только налог по льготной ставке – 4% или 6%.

Перечень видов деятельности открытый, однако она должна соответствовать следующим признакам:

·        Личное осуществление деятельности, без привлечения наемных работников по трудовому договору;

·         Заказчиками услуг, оказываемых самозанятыми не должны быть его работодатели либо лица, бывшие его работодателями менее двух лет назад;

·        Доход от деятельности не должен превышать 2,4 млн. рублей;

·        Деятельность не должна быть связана с перепродажей товаров, реализацией подакцизных товаров, полезных ископаемых и др.

·        Деятельность не должна осуществляться в рамках договоров поручения, комиссии, агентирования и др;

В ст. 4 Федерального закона N 422-ФЗ приведены ограничения, при нарушении которых уплата НПД запрещена.

НПД нельзя совмещать с другими системами налогообложения.

Согласно ст. 2 Закона N 422-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие НПД:

- не признаются плательщиками НДС

- не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента ;

- не уплачивают страховые взносы за себя;

Главными преимуществами самозанятости являются:

·        Возможность работать без контрольно-кассовой техники;

·        Не нужно подавать налоговую отчетность, так как данные о доходах налоговый орган получит из автоматизированной системы налоговых органов;

·        Освобождение от уплаты страховых взносов;

Письмо Минфина России от 24.01.2020 N 03-11-11/4325

·        Освобождение от рисков привлечения к ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности;

·        Возможность льготного кредитования;

·        Возможность выдачи электронного чека покупателю(заказчику) как доп. гарантия;

Минусы самозанятости:

·        Риски нивелирования преимуществ применения специального налогового режима по окончании эксперимента в 2029 г.

·        Риски наличия информации у налоговых органов о самозанятости физического лица после прекращения формального статуса;

·        Не идет накопление пенсионного стажа, за исключением случаев добровольного пенсионного страхования.

Риск работы бизнеса с самозанятыми лицами

Специальных требований для документального оформления взаимоотношений между самозанятыми и представителями бизнеса законодательством не установлено.

В связи с чем возникает риск переквалификации проверяющими органами договора гражданско-правового характера с самозанятыми лицами в трудовой договор.

Последствия: привлечение к административной ответственности по п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, доначисление налогов и взносов.

Рекомендация:

1)В соотв. с письмом Минфина России от 24.01.2019 №03-11-11/3560, при заключении гражданско-правового договора с самозанятыми лицами желательно добавить формулировки о том, что исполнитель по договору является плательщиком налога на профессиональный доход согласно Закону N 422-ФЗ. Это уточнение позволит подчеркнуть, что компания-заказчик не является налоговым агентом и удерживать НДФЛ.

2)Получить с исполнителя-самозанятого лица чеки на все выплаты по договору. Это уточнение позволит освободить заказчика от обязательств по уплате страховых взносов;

3)Включить в договор с самозанятым лицом обязанность по уведомлению об изменении своего статуса плательщика НПД". Такое условие поможет вовремя узнать о том, что исполнитель перестал быть самозанятым лицом и теперь расчеты с ним облагаются НДФЛ и страховыми взносами.

Возврат к списку