НОВАЯ ВОЛНА ДЕОФШОРИЗАЦИИ

О деофшоризации рассказывает юрист ЗАО "Сибирского правового агентство" - Никита Лукьяненко.
Читайте каждую неделю авторские статьи от ведущих специалистов юридической отрасли, а также, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Vkontakte, Facebook, Twitter, Instagram, Telegram. Оставляйте свои комментарии и вопросы, следите за новостями, а также участвуйте в конкурсах от ЗАО "Сибирское правовое агентство".

НОВАЯ ВОЛНА ДЕОФШОРИЗАЦИИ

В последнее время принято считать, что предприниматели используют иностранные юрисдикции – офшоры – только для экономии на налогах, но на самом деле это совсем не так. Безусловно, экономия на налогах является одним из факторов выбора иностранной юрисдикции, но, как правило, у бизнеса есть и другие более важные цели, в числе которых:

- удобства, связанные с возможностью международной экспансии и развития (открытие зарубежных счетов, логистика, таможенный контроль);

- избежание сложностей, связанных с валютным контролем в РФ (создание паспортов сделки, необходимость уплачивать комиссию банку);

- эффективная судебная защита;

- защита права собственности и гарантии для учредителей (в частности, в отношении результатов интеллектуальной деятельности).

Государства всегда «боролись» с офшорами, в частности, со злоупотреблениями при использовании иностранных юрисдикций в целях минимизации налогообложения. Существенный пакет мер по деофшоризации был принят в Российской Федерации в 2013-2014 годах и по сей день данные меры позволяют налоговым органам производить значительные доначисления налогов компаниям, использующим различные схемы оптимизации налогообложения. При этом, следует отметить, что на сегодняшний день наблюдается ситуация, при которой становится непонятно, где та самая грань, которую нельзя переступать при использовании иностранных юрисдикций. Это связано с тем, что налоговые органы очень активно используют предоставленный им объем полномочий в рамках борьбы с деофшоризацией, вследствие чего любой участник рынка, использующий в своей деятельности компании в иностранных юрисдикциях (не имея при этом намерения злоупотреблять и минимизировать налоговое бремя), оказывается в зоне риска начисления штрафов и доначисления налогов.

Кроме того, начиная с 2013 года, в рамках Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) составлялся План Мероприятий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting или План BEPS). Этот план утвердили все страны-члены ОЭСР и страны G20 (включая Россию), согласившись сотрудничать на равной основе в вопросах установления стандартов и мониторинга хода выполнения намеченных мероприятий.

В 2020 году началась новая волна борьбы с офшорами в рамках пакета «коронавирусных» антикризисных мер (ранее мы уже рассказывали об изменениях в СоИДН с различными государствами). В частности, предложенные Президентом и Правительством РФ изменения коснулись размера ставок на дивиденды, выплачиваемые из источников в РФ.

В то же время Президентом было объявлено об упрощении налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК). С 2021 года российские налоговые резиденты — владельцы зарубежных активов — смогут уплачивать фиксированные 5 млн руб. в год без дополнительной отчетности. Данная инициатива не совсем понятна в контексте борьбы с офшорами. Соответствующий законопроект еще находится в разработки, но эксперты не уверены, что его принятие станет источником новых поступлений в бюджет в больших объемах. Напротив, данные поправки могут стать некой «индульгенцией» для владельцев КИК: если сейчас компания платит миллионы долларов налога на прибыль КИК, то по новым правилам она должна будет отдавать в бюджет всего 5 миллионов рублей.

На сегодняшний день тенденция к деофшоризации сохраняется во всем мире. Государства продолжают изобретать различные меры и способы по борьбе с оптимизацией налогообложения с использованием зарубежных юрисдикций. При этом, учитывая постепенное ужесточение законодательства, очень важным моментом является сохранение возможности международной экспансии и использования международных юрисдикций для добросовестных предпринимателей, не намеренных злоупотреблять такими возможностями.

Возврат к списку