Пандемия 2020: новая административная ответственность.

Статью предоставил юрист ЗАО "Сибирское правовое агентство" - Тимофей Ветошкин, в рамках семинара на тему "солидарная ответственность". Читайте каждую неделю авторские статьи от ведущих специалистов юридической отрасли, а также, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Vkontakte, Facebook, Twitter, Instagram, Telegram. Оставляйте свои комментарии и вопросы, следите за новостями, а также участвуйте в конкурсах от ЗАО "Сибирское правовое агентство".  

Пандемия 2020: новая административная ответственность.
Развитие событий, связанных с пандемией коронавируса 2020 г., привело современное общество к самоизоляции, карантину и введению новых режимов с которыми необходимо научиться взаимодействовать, организовывать работу и отдых.

В России, в связи с текущей ситуацией претерпело изменения законодательство об административных правонарушениях — Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ1 внесены изменения в КоАП РФ. Дополнились новыми частями уже имеющиеся статьи о нарушениях санитарно-эпидемиологических правил и о фейковых новостях (ст. 6.3. и 13.15 КоАП), а также появилась ст. 10.6.1., которая регламентирует ответственность за невыполнение правил поведения при ЧС и угрозе возникновения ЧС.

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Теперь, согласно новым части 2 ст. 6.3. КоАП, установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима ЧС или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания или проведения ограничительных мероприятий, а также за невыполнение в установленный срок требования органа, осуществляющего федеральный государственный санэпиднадзор, о проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий.

Данные нарушения влекут наложение административного штрафа:
на граждан – в размере от 15 тыс. до 40 тыс. руб.;
на должностных лиц – от 50 тыс. до 150 тыс. руб.;
на ИП – от 50 тыс. до 150 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
на юридических лиц – от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 статьи 6.3. КоАП, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:
на граждан — в размере от 150 тыс. до 300 тыс. руб;
на должностных лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
на ИП — от 500 тыс. до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
на юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
_____________________________________________________________________________
Новые части ст. 13.15 КоАП о злоупотреблении свободой массовой информации, выглядят следующим образом:

ч. 10.1. Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств влечет наложение административного штрафа:

на юридических лиц — от 1.5 млн. до 3 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

ч. 10.2. Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, влечет наложение административного штрафа:

на юридических лиц — от 3 миллионов до 5 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

ч. 11. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10, 10.1 или 10.2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа:

на граждан — от 300 тыс. до 400 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой;
на должностных лиц — от 600 тыс. до 900 тыс. руб.;
на юридических лиц — от 5 млн. до 10 миллионов руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
_____________________________________________________________________________

Одним из главных нововведений, стало появление новой статьи в Кодексе об административных правонарушениях предусматривающей ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.

Новая статья 20.6.1. гласит:

1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на граждан — от 1 тыс. до 30 тыс. руб.;
на должностных лиц — от 10 тыс. 50 тыс. руб.;
на ИП — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
на юридических лиц — от 100 тыс. 300 тыс. руб.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 КоАП РФ, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влекут наложение административного: штрафа
на граждан — от 15 тыс. до 50 тысяч рублей;
на должностных лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
на ИП — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
на юридических лиц — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
_____________________________________________________________________________

Из вышеописанных изменений видно, что законодатель со всей серьезностью относиться к происходящему, соответственно выявление, пресечение и наказание за совершение указанных правонарушений будет осуществляться довольно оперативно и если с уже действующими ранее нормами все относительно понятно, имеется соответствующая практика разъяснения и подход, то ст. 20.6.1. возможно еще удивит, как потенциальных нарушителей, так и правоприменителей.

Проблемы применения ст. 20.6.1. на данный момент в связаны с расплывчатыми формулировками «актов о самоизоляции» принятых региональными властями.

Не понятно, являются ли такие акты обязывающими или рекомендательными, что делать с ст. 55 Конституции РФ, которая позволяет ограничивать права и свободы, в том числе и на передвижение, только федеральными законами.

Что касается выявления, пресечения и оформления административных материалов, тут тоже пока всё сложно.

Полномочиями на составление протоколов по ст. 20.6.1. КоАП наделены должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Перечень таких должностных лиц утверждается Правительством РФ. Также, правом составлять протоколы по таким правонарушениям наделены должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, перечень которых будут утверждать высшие должностные лица регионов. Рассматривать дела будут районные суды.

Сроки давности привлечения к ответственности по ст. 20.6.1. КоАП специально не оговорены, соответственно по умолчанию, максимально возможный срок давности при рассмотрении дела судом составляет 3 месяца, а с учетом возможных ошибок при оформлении материалов дела, составлении протоколов и исправления ошибок (как это бывает с новыми делами по новым статьям КоАП), возможен вполне внушительный процент отмен вынесенных постановлений как раз по причине истечения сроков привлечения к ответственности.

Подводя итог сказанному необходимо отметить, что сейчас регулирование специальных режимов самоизоляции, не связанных с общим карантином или ЧС только набирает обороты. Сибирское правовое агентство, в свою очередь следит за новеллами законодательства, актуальной практикой применения новых норм и разрабатывает необходимые решения.

Возврат к списку