Повышенная готовность и ЧС

Статью предоставил юрист ЗАО "Сибирское правовое агентство" - Полина Кормина. Читайте каждую неделю авторские статьи от ведущих специалистов юридической отрасли, а также, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Vkontakte, Facebook, Twitter, Instagram, Telegram. Оставляйте свои комментарии и вопросы, следите за новостями, а также участвуйте в конкурсах от ЗАО "Сибирское правовое агентство".

Повышенная готовность и ЧС
Повышенная готовность. Чрезвычайная ситуация. Чрезвычайное положение.

Часть 1.

В связи с распространением коронавирусной инфекции во всех регионах России был введен режим повышенной готовности. Что это означает и какие правовые последствия несет? В чем разница между режимами повышенной готовности и чрезвычайной ситуации? Попробуем разобраться с этими вопросами в настоящей статье. А вопрос «нужно ли России введение чрезвычайного положения?» оставим для следующей.

Итак, режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации регулируются федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон о ЧС).

Режим повышенной готовности – это режим функционирования органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, который вводится при наличии угрозы возникновения чрезвычайно ситуации.

Режим чрезвычайной ситуации – это режим функционирования органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, который вводится при возникновении чрезвычайно ситуации.

Таким образом, данные режимы определяют порядок организации деятельности федеральных и муниципальных органов и основные мероприятия, проводимые этими органами в рамках введенного режима.

Закон о ЧС не содержит четкого перечня полномочий органов и допустимых мероприятий при режиме повышенной готовности. Можно отметить только п. 10 ст. 4.1. при режиме повышенной готовности и режиме чрезвычайно ситуации органы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации вправе:

а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Если буквально проанализировать данные полномочия, то можно прийти к выводу, что к режиму повышенной готовности (когда фактически чрезвычайной ситуации еще не

существует) относятся пункты (а), (в). Встает вопрос о легитимности реализуемых мер, например, о приостановлении деятельности организаций (г), если чрезвычайной ситуации де-юре не существует. На это можно привести положения:

- Пп. (б) п. 2 указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»: б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа.

Стоит отметить, что данный указ был издан в рамках законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а не в рамках Закона о ЧС.

- П. (а.2) ст.10 Закона о ЧС: Правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

- Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации»: В зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации организации, в частности: обеспечивают проведение эвакуации работников, принимают необходимые меры по их защите; предпринимают меры по повышению устойчивости функционирования организаций; приостанавливают свою деятельность, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на их территориях.

- П. (у), (ф) ст. 11 Закона о ЧС: Органы государственной власти субъектов РФ

У) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении ими (органами субъекта РФ) режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;

Ф) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона.

Для исполнения указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239, а также реализуя полномочия, установленные ст. 4.1. и 11 Закона о ЧС главы субъектов РФ издали соответствующие постановления, в которых ограничили деятельность отдельных организаций. Например, Постановление Губернатора Новосибирской области от 27.03.2020 № 43 «О принятии дополнительных мер по защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайной ситуации».

Таким образом, несмотря на то, что изначально существовала возможность приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации

(ст. 4.1 Закона о ЧС), сейчас возможно приостанавливать деятельность организации, оказавшейся зоне, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (положения вышеприведенных актов).

Стоит отметить, что размывание полномочий органов при режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации актуально и для материальной помощи. В соответствии с п. (м) ст. 10 Закона о ЧС Правительство РФ принимает решения об оказании единовременной материальной помощи, финансовой помощи и о выплате единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплаты единовременных пособий гражданам Российской Федерации, а также определение круга лиц, которым указанная помощь будет оказана и указанные выплаты будут осуществлены.

В соответствии с п. (л) ст. 11 Закона о ЧС подобное полномочие предусмотрено и для органов государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, несмотря на то, что при буквальном толковании п. (м) ст. 10 и п. (л) ст. 11 Закона о ЧС применяются только при режиме чрезвычайной ситуации, в настоящее время меры материальной поддержки принимаются и при режиме повышенной готовности.

В чем же в таком случае различие между режимами повышенной готовности и чрезвычайной ситуации? Вероятнее всего, в мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

К таким мерам можно отнести, возможность привлечения для ликвидации чрезвычайной ситуации Вооруженных Сил РФ (ст. 16), Органов внутренних дел (ст. 17), общественных объединений (ст. 17).

Здесь также стоит отметить ст. 18 Закона о ЧС, предусматривающей права граждан, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Существующая судебная практика по данной норме в основном акцентирована на возмещении ущерба, причиненного жилищу гражданина (в результате наводнений, пожаров и т.д.). Что будет являться ущербом здоровью и имуществу гражданина в случае с коронавирусом, и будут ли вообще данные обстоятельства расценены как ущерб, можно только догадываться.

Что же касается ущерба бизнесу. Существует мнение о том, что при введении режима чрезвычайной ситуации, государство будет обязано возместить весь ущерб бизнесу. Однако Закон о ЧС направлен прежде всего на защиту граждан, каких-либо прямых положений о возмещении убытков бизнесу Закон о ЧС не содержит. Кроме того, п. 2 ст. 24 гласит, что организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании всего вышеизложенного можно прийти к выводу, что в случае с коронавирусной инфекцией введение чрезвычайной ситуации не принесет существенных

изменений ни в полномочия государственных органов, ни в правовые последствия для граждан и юридических лиц.

Возврат к списку