Россия инициировала внесение изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения с рядом иностранных государств

Статью об изменениях предоставил эксперт, юрист ЗАО "Сибирское правовое агентство" - Никита Лукьяненко.
Читайте каждую неделю авторские статьи от ведущих специалистов юридической отрасли, а также, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Vkontakte, Facebook, Twitter, Instagram, Telegram. Оставляйте свои комментарии и вопросы, следите за новостями, а также участвуйте в конкурсах от ЗАО "Сибирское правовое агентство".

Как это было и какие последствия это повлечет для налогоплательщиков?

25.03.2020 г. Президент РФ в своем обращении на фоне пандемии объявил о том, что дивиденды, которые выплачиваются в офшорные юрисдикции должны облагаться налогом по ставке 15%. Правительству было поручено провести переговоры со странами-партнерами и внести предложения о внесении изменений в существующие соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – СОИДН).

Соответствующие предложения были направлены в адрес Кипра, Мальты и Люксембурга.

В течение лета стороны вели переговоры, а в начале августа 2020 года Минфин России заявил, что СОИДН с Кипром может быть денонсировано. Через неделю после этого Кипр согласился на предложенные российской стороной условия (Минфин РФ уже подсчитал, что с 2021 года бюджет РФ будет получать дополнительно от 130 до 150 млрд рублей ежегодно от повышения Кипром ставки налога). Мальта и Люксембург также согласились на введение вышеуказанной ставки налога у источника на дивиденды и проценты в отношении денежных средств из России.

Аналогичное предложение было направлено в адрес Нидерландов. Кроме того, следующими странами могут стать Швейцария (по статистике Центрального Банка Швейцария занимает первое место по объему переводов из РФ), Гонконг, Латвия и Сингапур.

К чему может привести расторжение СОИДН в том случае, если партнеры не согласятся на внесение предложенных изменений?

Помимо существенного увеличения налоговой нагрузки, одним из негативных для налогоплательщиков исходов расторжения СОИДН может стать включение иностранной юрисдикции в черный список Минфина России (расторжение СОИДН не влечет автоматическое включение юрисдикции в черный список, но может послужить существенным поводом).

Еще одной проблемой может стать возникновения конфликта двойного резидентства. На примере Кипра возникало большое количество ситуаций, когда иностранные компании приобретали налоговое резидентство РФ в добровольном порядке, а соответствующий конфликт разрешался с помощью СОИДН. В отсутствие такого соглашения решение данных конфликтов может вызвать большое количество сложностей.

Аналогичная проблема может возникать и у физических лиц, в частности, в связи с невозможностью зачесть в РФ сумму налогов, уплаченную в иностранном государстве

Что будет с СОИДН с Кипром после окончания переговоров и подготовки изменений? 

Основным изменением, как уже было сказано, станет введение 15% ставки налога на дивиденды и проценты из России.

Однако, возможно сохранение ставки в размере 5% в отношении дивидендов в следующих случаях:
- когда дивиденды выплачиваются в пользу пенсионных фондов на Кипре, страховых организаций, Центрального Банка, Правительства и его подразделений;
- когда получателем дивидендов является кипрская компания, имеющая в свободном обращении не менее 15% акций и обладающая долей не менее чем 15% в течение предшествующих 365 дней в дочерней российской компании, выплачивающей дивиденды.

В части процентов, выплачиваемых из РФ на Кипр, будет сохранено освобождение от налогообложения в следующих случаях:
- проценты выплачиваются в пользу пенсионных фондов на Кипре, страховых организаций, Центрального Банка, Правительства и его подразделений;
- проценты выплачиваются по обращающимся облигациям.


С учетом изменений, также планируемых к внесению в национальное законодательство в ближайшие годы, следует отметить, что использование иностранных компаний в целях налоговой оптимизации становится все менее эффективным. 

В этой связи всем собственникам бизнеса, осуществляющим деятельность с использованием иностранных юрисдикций, необходимо внимательно проанализировать существующие структуры на предмет наличия соответствующих рисков в целях разработки стратегии их минимизации в ближайшем будущем. Особое внимание следует уделить дивидендным потокам и внутригрупповым займам.

Возврат к списку