РОССИЙСКИЙ ЗАКОН О ТОКЕНАХ И КРИПТОВАЛЮТЕ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ. ЧАСТЬ III. ФИНАЛ.

О криптовалюте продолжает рассказывать юрист, представитель ЗАО "Сибирское правовое агентство" в г. Москва - Полина Кормина.
Читайте каждую неделю авторские статьи от ведущих специалистов юридической отрасли, а также, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Vkontakte, Facebook, Twitter, Instagram, Telegram. Оставляйте свои комментарии и вопросы, следите за новостями, а также участвуйте в конкурсах от ЗАО "Сибирское правовое агентство".

РОССИЙСКИЙ ЗАКОН О ТОКЕНАХ И КРИПТОВАЛЮТЕ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ. ЧАСТЬ III. ФИНАЛ.

Это – завершающая статья серии разбора Федерального закона N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон). В прошлой статье мы остановились на требованиях, которые предъявляются к оператору информационной системы (статья 6).

            Сегодня начнем со статьи 7.

В этой статье описан порядок включения оператора информационной системы в реестр операторов информационных систем (далее – реестр операторов), организацией и ведением которого занимается Банк России. Для включения в реестр операторов оператор информационной системы:

- направляет в Банк России правила информационной системы;

- после утверждения правил информационной системы направляет ходатайство о включении в реестр операторов с приложением документов, подтверждающих соответствие оператора предъявляемым Законом требованиям.

В течение 60 рабочих дней после получения всех вышеуказанных документов Банк России принимает решение о включении/отказе во включении оператора информационной системы в реестр операторов. В статье также перечислены основания для исключения оператора информационной системы из реестра операторов. Например, совершение двух правонарушений в течение одного года.

Статья 8.

Оператор информационной системы обязан вести реестр пользователей информационной системы. В реестр пользователей должны включаться:

- сведения о пользователе (в зависимости от статуса пользователя это могут быть паспортные данные, сведения из свидетельства о постановке на налоговый учет, сведения из выписки из ЕГРИП, др. (Указание Банка России от 19.11.2020 N 5625-У));

- сведения, необходимые для аутентификации пользователя (например, логин/пароль, приватный/публичный ключ);

- статус пользователя (эмитент ЦФА, обладатель ЦФА, оператор обмена ЦФА).

Оператор информационной системы может поручить ведение реестра пользователей узлам (нодам) информационной системы или операторам иных информационных систем.

Статья 9.

Оператор информационной системы обязан возместить убытки пользователей информационной системы, которые возникли в случае:

- утраты информации (об обладателе ЦФА, о количестве ЦФА у конкретного пользователя и др);

- сбоя в работе информационной системы;

- предоставление пользователям недостоверной информации об информационной системе, о ее правилах и операторе;

- нарушение правил работы информационной системы, в т.ч. нарушение бесперебойности и непрерывности функционирования информационной системы.

В случае если сбой в работе информационной системы помешал реализации волеизъявления пользователя, оператор информационной системы обязан совершить действия, реализующие такое волеизъявление. Простыми словами: если в результате сбоя, например, транзакция по переводу ЦФА не была завершена, то оператор информационной системы обязан завершить эту транзакцию.

Статья 10.

Данная статья определяет правовой статус особого участника рынка ЦФА – оператора обмена ЦФА. Особенность оператора обмена ЦФА заключается в том, что все сделки с ЦФА (купля-продажа, обмен одних видов ЦФА на другие или на цифровые права, сделки с ЦФА, выпущенными в иностранных информационных системах) совершаются через оператора обмена ЦФА.

Оператор обмена ЦФА обеспечивает заключения сделок с ЦФА путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение сделок либо путем участия за свой счет в сделке с ЦФА в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц.

Вероятнее всего, прообразом оператора обмена ЦФА послужил обменник криптовалют. Исходя из данного в Законе определения оператор обмена ЦФА является неким аккумулирующим центром информационной системы, в который поступают заявки от продавцов (продать определенное количество ЦФА) и от покупателей (купить определенное количество ЦФА). Оператор обмена ЦФА сопоставляет поступающие заявки и дает распоряжение о проведении транзакции. В случае если пользователь информационной системы хочет, например, приобрести ЦФА, выпущенные в другой (в т.ч. иностранной) информационной системе, оператор обмена ЦФА приобретает эти ЦФА в интересах пользователя.

Оператором обмена ЦФА могут стать российские юридические лица, отвечающие установленным Законом требованиям и включенные в реестр операторов обмена ЦФА. Требования, предъявляемые к операторам обмена ЦФА, порядок включения/исключения из реестра операторов обмена ЦФА, требования к квалификации и репутации лиц, занимающих руководящие позиции оператора обмена ЦФА, практически идентичны требования и порядку, установленному для оператора информационной системы.

            Статья 11.

Оператор обмена ЦФА должен согласовать с Банком России правила обмена ЦФА. Правила обмена ЦФА должны содержать:

1) порядок совершения сделок с ЦФА через оператора обмена ЦФА;

2) виды ЦФА, цифровых прав (при наличии), сделки с которыми могут совершаться через оператора обмена ЦФА;

3) порядок взаимодействия оператора обмена ЦФА с операторами информационных систем;

4) требования к защите информации и операционной надежности;

5) указание на случаи, при которых возможно использование смарт-контрактов.

Статьи 12 и 13 описывают особенностей эмиссии отдельных видов ЦФА.

В завершении остановимся на 14 статье Закона. Это – единственная статья, посвященная обороту цифровой валюты.

Оборот цифровой валюты (далее – ЦВ) раскрывается в Законе при помощи трех понятий: организация выпуска ЦВ, выпуск ЦВ и организация обращения ЦВ. Оборот ЦВ возможен исключительно с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и (или) комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории Российской Федерации (далее – объекты российской инфраструктуры).

Иными словами, все технические средства, задействованные в обороте ЦВ, должны находиться на территории России.

Организация выпуска ЦВ – это деятельность, направленная на обеспечение выпуска ЦВ. Например, составление документов, поиск инвесторов/партнеров, технических средств, проведение экономического анализа и др.

Выпуск ЦВ – это действия с использованием объектов российской инфраструктуры и пользовательского оборудования (также размещенного на территории России), направленные на предоставление возможности использования ЦВ третьими лицами. Самый очевидный пример, иллюстрирующий данное определение, это –майнинг.

Организация обращения ЦВ – это деятельность по обеспечению совершения гражданско-правовых сделок с ЦВ. Например, биржа криптовалют.

Важным условием оборота ЦВ является запрет на ее использование в качестве оплаты за товары и услуги. Отдельным правонарушением является распространение информации о приеме ЦВ в качестве оплаты за товары и услуги.

Российские налоговые резиденты могут защищать свои права на ЦВ в судебном порядке при условии, что они проинформировали о фактах обладания ЦВ и совершения сделок с ЦВ в порядке, установленном налоговым законодательством России.

Подводя итог серии статей, хочется кратко резюмировать основные моменты:

1. ЦФА – это не те токены, к которым уже успели привыкнуть участники крипторынка. Закон подразумевает создание аналогов некоторых существующих типов токенов, при этом остальные типы токенов (utility tokens) остаются за рамками российского правового поля.

2. Требования, предъявляемые Законом к оператору информационной системы и, особенно, к оператору обмена ЦФА, затрудняет вход на рынок субъектов малого и среднего бизнеса.

3. Экосистема, созданная для выпуска и обращения ЦФА, является централизованной, контролируемой и локальной (только территория России).

4. Единственной связью с «внешним миром» (иностранными платформами и площадками с привычными токенами) является оператор обмена ЦФА, т.к. он наделен правом совершать сделки с ЦФА, выпущенными в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом.

5. Под определение ЦВ попадают существующие криптовалюты (BTC, ETH, др.). Закон большими штрихами описывает создание новых ЦВ на территории России. Вероятнее всего, в будущем этот процесс будет более детально урегулирован.

 

 

 

Возврат к списку