ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ, ПРИЧИНЕННЫХ ПРАВОМЕРНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Как возместить подобного рода убытки рассказывает помощник юриста ЗАО "Сибирское правовое агентство" - Анастасия Метелева.
Читайте каждую неделю авторские статьи от ведущих специалистов юридической отрасли, а также, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Vkontakte, Facebook, Twitter, Instagram, Telegram. Оставляйте свои комментарии и вопросы, следите за новостями, а также участвуйте в конкурсах от ЗАО "Сибирское правовое агентство".

ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ, ПРИЧИНЕННЫХ ПРАВОМЕРНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Нередко собственники и арендаторы земельных участков сталкиваются с ограничением прав собственности на земельный участок в результате принятия подзаконного нормативного акта.

Например, могут быть изменены границы охранных зон, целевое назначение земельного участка, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, в результате чего изменение границ, разделение земельных участков, капитальное строительство, реконструкция существующих зданий и другие хозяйственные действия будут запрещены.

Если данные волеизъявления государственных и муниципальных органов были произведены в пределах компетенции и в рамках закона, то надлежащим способом защиты права будет требование о возмещении убытков по ст.16.1 ГК РФ.

В качестве частного случая этой нормы существует положения статьи 57 ЗК РФ, предполагающие возмещение убытков, причиненных вышеупомянутыми действиями органов государственной власти (далее - ОГВ) или органов местного самоуправления (далее - ОМС), при ограничении прав на земельные участки.

В судебной практике имеется неопределенность относительно условий возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов.

В частности, суды ошибочно исходят из недоказанности вины и незаконности в порядке ст. 1069 ГК РФ.

(№ А19-3067/2011, N А12-13434/2013, №А55-29894/2015, №А76-3497/2014) –

В деле о проверке конституционности подпунктов 4 и 5 пункта 1 и пункта 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.С. Бутримовой от 05.03.2020 N 11-П Конституционный Суд РФ отвечает на главный вопрос, а именно, требуется ли установление вины и незаконности действий по ст. 57 ЗК РФ?

Фабула дела:

Гр.Бутримова является собственником земельного участка с установленным на момент его приобретения видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».

Правительством субъекта РФ были приняты ряд постановлений, в результате которых вид разрешенного использования, принадлежащего заявительнице земельного участка изменен на «земельные участки (территории) общего пользования», то есть были введены специальные дополнительные ограничения в использовании земельного участка.

Посчитав, что этим ей причинены убытки, заявительница обратилась в суд к Министерству финансов РФ.

Суды общей юрисдикции, в том числе и ВС РФ, отказали в иске, поскольку не доказан факт причинения убытков незаконными действиями государственных органов или должностных лиц (статьи 15, 16 и 1069 ГК Российской Федерации) и не оспорены сами правовые акты Правительства.

Выводы КС РФ:

1) Нормы подпунктов 4 и 5 пункта 1 и пункта 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации неконституционны в том смысле, что в силу неопределенности нормативного содержания и противоречивого истолкования в правоприменительной практике - не позволяют однозначно определить условия возмещения убытков в случае ограничения прав правообладателей земельного участка правомерными действиями ОГВ, ОМС.

2) До внесения в законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, основанием для возмещения убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав на землю ОГВ или ОМС по ст.57 ГК РФ является само наличие убытков, вызванных правомерными действиями этого органа.

Таким образом, возмещение убытков, вызванных правомерными действиями органов государственной власти и местного самоуправления, не относятся к институту деликтной ответственности и не требует доказательств вины соответствующих органов и факта их незаконных действий, повлекших причинение вреда.

На основе анализа судебной практики попытаемся выделить особенности порядка определения состава и размера таких убытков.

Согласно пп. 4 п. 1 статьи 57 ЗК РФ убытки, в том числе упущенная выгода подлежат возмещению в полном объеме.

Также полагаем, что по аналогии можно применить Правила возмещения убытков, причиненных ограничением прав на земельный участок в результате деятельности других лиц, установленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 262.

(см. также Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 июля 2016 года по делу N А43-21632/2015)

В силу п. 8 указанного постановления при определении убытков, причиненных

- собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между

- рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной

- стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые

- собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих

- обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы,

- связанные с ограничением прав.

В постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 октября 2018 года по делу N А56-104231/2017, также указано, что п. 5 вышеупомянутых Правил размер убытков, причиненных ограничением прав собственников земельных участков

- в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон

- и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минэкономразвития от 14.01.2016 № 10 –

·         сложение размера реального ущерба и размера упущенной выгоды, которые несут правообладатели земельных участков.

·         Подробный расчет реального ущерба и упущенной выгоды.

Размер упущенной выгоды необходимо проверить по документам бухгалтерской отчетности и иным подтверждающим документам на предмет невозможности исполнения имеющимися у правообладателя земельного участка силами и средствами.

·         приводится расчет убытков при ограничении прав на часть земельного участка

·         расчет убытков для арендатора земельного участка

·         при расчете размера убытков следует учитывать стоимость лесных и с/х насаждений, стоимость иных улучшений земельного участка

·         размер убытков от уменьшения рыночной стоимости объектов недвижимости должен быть определен индивидуально в отчете об оценке

·         рекомендуется применять при расчете убытков документы органов, осуществляющих статистический учет, торгово-промышленных объединений, предпринимательских союзов либо двусторонние акты между заинтересованными лицами;

·         Упрощенный расчет убытков как процент от кадастровой стоимости земельного участка, в отношении которого установлены ограничения.

·         и др.

Возврат к списку