ЗАКОНОПРОЕКТ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ ГОТОВЯТ КО ВТОРОМУ ЧТЕНИЮ

О налогообложении цифровых валют рассказывает юрист, представитель ЗАО "Сибирское правовое агентство" в городе Москва - Полина Кормина.

Читайте каждую неделю авторские статьи от ведущих специалистов юридической отрасли, а также, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Vkontakte, Facebook, Twitter, Instagram, Telegram. Оставляйте свои комментарии и вопросы, следите за новостями, а также участвуйте в конкурсах от ЗАО "Сибирское правовое агентство".

ЗАКОНОПРОЕКТ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ ГОТОВЯТ КО ВТОРОМУ ЧТЕНИЮ

Несмотря на множество отрицательных отзывов как со стороны бизнеса, так и со стороны представителей власти законопроект № 1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения цифровой валюты)» успешно прошел первое чтение.

            Основные положения законопроекта:

            1) Российские налоговые резиденты обязаны сообщать в ФНС о получении права распоряжаться, в том числе через третьих лиц, цифровой валютой (далее – Сообщение), представлять отчеты об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и об остатках цифровой валюты (далее – Отчеты) в случае, если сумма поступлений или списаний цифровой валюты за календарный год превышает сумму, эквивалентную 600 000 рублей. При этом порядок определения рыночной стоимости цифровых валют будет определяться самой ФНС.

            Здесь нельзя не отметить, что в соответствии с п.6 ст. 14 Федерального закона № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ЦФА) декларирование обладания и операций с цифровой валютой является правом, а не обязанностью. Таким образом, поправки в Налоговый кодекс будут противоречить ранее принятому Закону о ЦФА.

            Однако у ФНС свое мнение на этот счет. В ответ на письмо АНО «Цифровая экономика» с просьбой пояснить поправки ФНС сообщила, что «Налоговый кодекс РФ должен предусматривать именно порядок информирования. Проект федерального закона такой порядок устанавливает и не препятствует добровольному информированию. Поэтому, несмотря на то что законопроект разработан не во исполнение закона 259-ФЗ, он полностью соответствует положениям... и ему не противоречит» (Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4760977).

            2) Сообщение и Отчеты должны быть направлены в ФНС не позднее 30 апреля календарного года, следующего за отчетным календарным годом.

            Порядок предоставления и форма Сообщения и Отчетов будут определены ФНС.

            3) ФНС получает право запрашивать выписки из банков в случае появления подозрений о сокрытии физическим лицом операций с цифровой валютой от ФНС.

            4) Ответственность:

            - за непредставление Отчетов или за предоставление недостоверных сведений в Отчетах предусмотрен штраф в размере 10% от большей из сумм поступления или списания цифровой валюты, информация о которых не была представлена за соответствующий календарный год;

            - за непредставление в срок Сообщения или Отчетов предусмотрен штраф 50 000 рублей;

            - за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате невключения в налоговую базу прибыли (доходов) от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты, предусмотрен штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога.

            Таким образом, поправки в Налоговый кодекс в случае их принятия создадут существенные финансовые и административные барьеры, что безусловно снизит инвестиционную привлекательность России для ведения криптобизнеса.

Возврат к списку